Выступление и.о. министра иностранных дел Республики Узбекистан Владимира Норова на Первом заседании диалогового формата «Узбекистан – Азербайджан – Турция»
Уважаемые министры,
Уважаемые коллеги,
1. Хочу особо подчеркнуть, что сегодняшней встрече предшествовали очень важные события в наших отношениях – официальный визит Президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в марте 2022 года и государственный визит Президента Азербайджана Ильхама Алиева в июне текущего года в Узбекистан.
2. Создание диалогового формата «Узбекистан – Азербайджан – Турция» является как никогда востребованным с учетом стремительных и неоднозначных процессов, происходящих в международных отношениях и глобальной экономике.
Благодаря политической воле и заданному курсу Глав наших государств за прошедшие годы отношения Узбекистана с Азербайджаном и Турцией вышли на качественно новый этап развития, обретают «стратегическую глубину», открываются широкие перспективы взаимовыгодного сотрудничества.
Содержательный диалог и высокая степень доверия и взаимопонимания, установившиеся между лидерами трех стран, придают мощный импульс наращиванию отношений, основанных на принципах взаимного уважения и поддержки.
Уважаемые друзья!
3. Отрадно отметить, что наши страны выступают с общих позиций по многим международным вопросам, так как все мы едины в одной цели – в устойчивом и динамичном развитии Тюркского мира.
Рассчитываем на совместное тесное взаимодействие в подготовке и успешном проведении первого саммита Организации тюркских государств в ноябре этого года в Узбекистане.
Мы уделяем особое внимание укреплению нашего торгово-экономического и транспортного сотрудничества.
4. Благодаря общим усилиям только за последние пять лет товарооборот между Узбекистаном и Азербайджаном вырос почти в семь раз, с Турцией – два с половиной раза.
Эта положительная тенденция, безусловно, сохранится и в этом году.
Однако достигнутая высокая динамика экономического сотрудничества с Азербайджаном и Турцией все ещё не в полной мере отвечает имеющемуся потенциалу взаимодействия.
Сегодня существуют все условия для более полного использования имеющихся резервов во взаимовыгодном партнерстве.
5. Схожие национальные приоритеты, закрепленные в «Стратегии развития Нового Узбекистана», созвучных стратегиях «Азербайджан 2030» и «Видение Турции 2053» создают прочный фундамент для выстраивания долгосрочного сотрудничества в стратегически важных направлениях.
В этой связи наши страны, играющие ведущие роли в своих регионах, могут и должны стать драйверами межрегионального сотрудничества.
6. Из истории известно, что регионы, населенные тюркскими народами, на протяжении тысячелетий служили транспортным и торговым мостом между Востоком и Западом, Севером и Югом.
Именно поэтому особую актуальность приобретает стремление наших стран развивать межрегиональные транспортные коридоры.
Важное значение для Узбекистана имеет использование транзитного потенциала железной дороги «Баку-Тбилиси-Карс».
Сегодня мы активно работаем над разработкой технико-экономического обоснования проекта строительства железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан».
На саммите глав государств ШОС в г.Самарканде 15-16 сентября этого года планируется подписание соответствующего трехстороннего документа.
Считаем, что соединение железнодорожного коридора «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» с Транскавказским коридором создаст единую транспортную сеть между нашими странами и расширит географию торговли из Китая в Европу.
Именно поэтому Узбекистан заинтересован в восстановлении Зангезурского коридора, который мог бы обеспечить кратчайший сухопутный маршрут из Азии в Европу.
7. Большие перспективы откроются с созданием Трансафганского коридора.
26 июля текущего года в г.Ташкенте мы провели Международную конференцию на тему «Афганистан: безопасность и экономическое развитие», на которой также приняла участие высокопоставленная делегация Временного правительства Афганистана.
Представители Движения «Талибан» согласились с тем, что реализация проекта по строительству железной дороги «Термез – Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар» представляет важное стратегическое значение для восстановления Афганистана.
Реализация этого проекта существенно сократит сроки и стоимость транспортировки грузов между крупнейшими субрегионами через Центральную Азию и откроет нашим странам уникальную возможность для прямого выхода на перспективные рынки Южной Азии с совокупным населением 1,9 млрд. человек и $3,5 трлн. ВВП.
Выступая в качестве узловых хабов в своих регионах, Узбекистан, Азербайджан и Турция не должны ограничиваться лишь функцией «транзитных пунктов», а формировать экономические коридоры путем создания вдоль существующих транспортных маршрутов производственно-логистических и сбытовых пунктов.
Это позволит производить и поставлять на внешние рынки продукцию с высокой добавленной стоимостью.
8. Одним из стимулов укрепления внешнеэкономических связей становится сфера туризма, считающаяся надежным драйвером обеспечения стабильного роста наших экономик.
Важно разрабатывать и реализовывать туристические пакеты для ознакомления наших стран с общим историческим наследием, особенно нашей молодежи, что будет способствовать укреплению культурно-гуманитарных связей между Ташкентом, Баку и Анкарой.
9. Для обеспечения устойчивого развития наших стран и регионов предлагаем придать нашему формату регулярный характер и проводить встречи на ежегодной основе по очереди в каждой из трех стран.
Полагаем, что для выработки конкретных идей по перспективам сотрудничества в формате «тройки» в самых различных областях будет полезным организовать научно-практическую конференцию между аналитическими центрами наших государств.
Готовы принять это мероприятие в Ташкенте в приемлемые для всех нас сроки.
Спасибо за внимание.