Bojxona maʼmuriyatchiligini isloh etish va Oʻzbekiston Respublikasi davlat bojxona xizmati organlari faoliyatini takomillashtirish toʻgʻrisida
Указ Президента Республики Узбекистан
В стране проводятся последовательные реформы, направленные на повышение эффективности деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан (далее – таможенные органы) с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Проводимые работы по имплементации в национальное законодательство стандартов и рекомендаций Всемирной торговой организации, Всемирной таможенной организации, а также других международных организаций требуют совершенствования таможенного администрирования и упрощения таможенных процедур.
Вместе с тем не на должном уровне развивается «безбумажная и электронная таможня», а методы борьбы с контрабандой и перемещением контрафактной продукции, коррупцией, незаконными валютными операциями и уклонением от уплаты таможенных платежей требуют применения современных и апробированных методов таможенного администрирования.
В целях реформирования таможенного администрирования, дальнейшего совершенствования и повышения эффективности деятельности таможенных органов, формирования «цифровой таможни», являющейся логическим продолжением и развитием «безбумажной и электронной таможни», а также ускорения имплементации в национальное законодательство общепринятых международных норм и стандартов в сфере таможенного дела:
1. Утвердить:
а) Концепцию по реформированию таможенного администрирования и повышению эффективности деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан в 2020–2023 годах (далее – Концепция) согласно приложению № 1, включающую следующие направления развития и совершенствования деятельности таможенных органов:
дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в таможенной сфере;
развитие институциональных основ деятельности и объектов инфраструктуры таможенных органов с оптимальным использованием имеющихся сил и средств;
обеспечение прозрачности и эффективности деятельности таможенных органов посредством внедрения современных и передовых информационно-коммуникационных технологий в таможенную сферу в рамках цифровой экономики;
совершенствование реализации фискальной функции таможенных органов, упрощение тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД);
борьба с контрабандой и нарушениями таможенного законодательства;
подготовка, переподготовка и дальнейшее повышение квалификации и навыков сотрудников таможенных органов, усиление их социальной защиты;
дальнейшее развитие взаимовыгодного сотрудничества с международными организациями и таможенными службами зарубежных стран;
б) «Дорожную карту» по реализации Концепции по реформированию таможенного администрирования и повышению эффективности деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан в 2020–2023 годах (далее – «Дорожная карта») согласно приложению № 2.
2. Определить источниками финансирования мероприятий, предусмотренных «Дорожной картой»:
средства Специального фонда материальной помощи, социальной защиты, развития таможенных органов и непредвиденных расходов Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан;
кредиты (займы) международных финансовых организаций, зарубежных государств и других доноров, гранты и средства технического содействия;
иные источники, не запрещенные законодательством.
3. Установить, что:
а) с 1 августа 2020 года организации железнодорожного транспорта в режиме реального времени на безвозмездной основе предоставляют в таможенные органы информацию о перемещении внутри страны вагонов и контейнеров, находящихся под таможенным контролем, путем интеграции своих информационных систем с информационными системами таможенных органов;
б) с 1 сентября 2020 года таможенная информационная система «Единое окно» внедряется на приграничных таможенных постах;
в) с 1 ноября 2020 года:
внедряется порядок, в соответствии с которым время оформления грузовой таможенной декларации сокращается с 3 суток до 1 дня в зависимости от уровня риска;
сокращаются случаи таможенного сопровождения товаров, кроме случаев, установленных законодательством, с расширением использования альтернативных видов таможенного контроля;
система управления рисками Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан внедряется на автодорожных приграничных таможенных постах;
при временном ввозе транспортных средств перевозчику предоставляется возможность в режиме реального времени в электронной форме заблаговременно до истечения срока обратного вывоза осуществлять продление срока временного ввоза и оплату причитающегося сбора;
в таможенном режиме «переработка на таможенной территории» методика идентификации и оценки нормы выхода продуктов переработки разрабатывается самим субъектом предпринимательства.
4. Возложить на Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан следующие дополнительные задачи:
осуществление таможенного аудита после выпуска товаров в качестве формы таможенного контроля, предусматривающего оценку деятельности участников ВЭД, а также проверку их учета после выпуска товаров и транспортных средств;
координацию деятельности органов санитарно-карантинного, фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора (далее – контролирующие органы) в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Узбекистан за применением ими мер нетарифного регулирования ВЭД;
проведение глубокого факторного анализа структуры и динамики импорта и экспорта товаров, а также анализа причин увеличения объемов импорта, как физических, так и стоимостных показателей;
установление сотрудничества с заинтересованными ведомствами по вопросам углубления локализации производства и расширения промышленной кооперации.
5. Предоставить таможенным органам право:
осуществлять таможенный аудит товаров и транспортных средств с выездом на места их хранения и реализации;
проводить проверки ведения учета ввозимых и (или) вывозимых товаров и транспортных средств, в том числе документов бухгалтерского учета и отчетности, а также первичных документов.
6. Преобразовать в структуре Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан в пределах общей штатной численности:
а) Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенного законодательства в Главное управление по борьбе с контрабандой и таможенного аудита с возложением на него следующих дополнительных задач:
проверка факта помещения товаров под таможенные режимы;
сопоставление и проверка сведений, указанных в грузовой таможенной декларации и таможенном приходном ордере, со сведениями, указанными в подтверждающих документах;
проверка и изучение документов, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью, в целях определения правильности применения преференций в отношении товаров, полного взимания таможенных платежей, а также выявления фактов нарушения требований таможенного законодательства и валютного регулирования;
проверка правильности применения льгот по уплате таможенных платежей и определения таможенной стоимости товаров;
проверка соблюдения ограничений по распоряжению условно выпущенными товарами;
анализ и проверка документов, представленных при таможенном оформлении товаров;
проверка правильности классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой ВЭД и осуществления таможенного оформления;
проверка выполнения лицами, осуществляющими деятельность в таможенной сфере, обязательств, предусмотренных таможенным законодательством;
выявление незаконных («серых») схем при осуществлении таможенных операций и проведение профилактических работ по предотвращению и пресечению таких случаев;
б) Управление таможенной экспертизы и ведения товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности в Управление по контролю нетарифного регулирования во внешнеэкономической деятельности и таможенной экспертизы с возложением на него следующих дополнительных задач:
координация деятельности контролирующих органов в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Узбекистан;
координация применения контролирующими органами мер нетарифного регулирования в отношении товаров, для которых при осуществлении ВЭД требуется получение документов разрешительного и иного характера, а также товаров, подлежащих лицензированию и квотированию;
координация деятельности контролирующих органов за применением ими запретов и ограничений при ввозе и (или) вывозе товаров;
разработка методологии применения и совершенствования таможенной информационной системы «Единое окно»;
введение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности;
разработка и внедрение методологии контроля над таможенным оформлением объектов экспортного контроля.
7. Национальному информационному агентству и Национальной телерадиокомпании Узбекистана организовать в средствах массовой информации публикации и тематические телепередачи по освещению сути настоящего Указа, а также хода реализации «Дорожной карты».
8. Государственному таможенному комитету Республики Узбекистан:
а) в месячный срок:
совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа;
совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами привести принятые ими нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Указом;
б) в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект Положения о порядке проведения таможенного аудита, предусмотрев в нем принципы и методы таможенного аудита, методы и механизм отбора объектов аудита, а также этапы проведения таможенного аудита.
9. Внести изменения и дополнения в постановление Президента Республики Узбекистан от 12 апреля 2018 года № ПП–3665 «Об организации деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан» согласно приложению № 3.
10. Признать утратившими силу некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 4.
11. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова.
Президент
Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
5 июня 2020 года.
Источник: УзА