Совместное заявление диалога высокого уровня «C5+1» для прессы
Текст следующего заявления был опубликован Правительством Соединенных Штатов Америки и правительствами Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан, Туркменистана и Республики Узбекистан по случаю встречи государственного секретаря и министров иностранных дел стран Центральной Азии в формате «C5+1».
30 июня 2020 года государственный секретарь Соединенных Штатов Америки и министры иностранных дел Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан, Туркменистана и Республики Узбекистан провели встречу в формате «C5+1»
Участники провели широкое обсуждение взаимных усилий по повышению экономической устойчивости и дальнейшему укреплению безопасности и стабильности в Центральной Азии и регионе. Участники выразили решительную поддержку усилиям по мирному урегулированию ситуации в Афганистане и созданию экономических и торговых связей, которые соединят Центральную Азию с рынками в Южной Азии и Европе. На встрече 30 июня участники согласовали программу деятельности по дальнейшему развитию сотрудничества в формате «C5+1».
Программа деятельности «C5+1»
Во-первых, участники согласились продолжить укрепление совместной работы в рамках Рамочного соглашения о торговле и инвестициях (TIFA). Участники также договорились создать возможности для заседаний Рабочей группы «C5+1» по экономическим вопросам и рассмотреть в них вопросы расширения сотрудничества с Корпорацией финансирования международного развития, Экспортно-импортным банком, Управлением международной торговли Министерства торговли США. Рабочая группа по экономическим вопросам также будет стремиться улучшить благоприятные условия для участия женщин в экономике и определить сферы, где «C5+1» может поддержать женщин как участников экономического восстановления и процветания. Рабочая группа по экономическим вопросам рассмотрит возможности сотрудничества в области развития транзитного потенциала Афганистана, в том числе возможности финансирования международными финансовыми структурами крупных проектов сотрудничества с Афганистаном. Рабочая группа по экономическим вопросам также обсудит такие направления, как общественное здравоохранение; сельское хозяйство; туризм; транспорт; информационные технологии; а также повышение финансовой прозрачности и устойчивости.
Во-вторых, в целях укрепления сотрудничества в области энергетики и окружающей среды участники согласились создать возможности для проведения совещания экспертов рабочей группы в рамках формата «C5+1» для обсуждения вопросов интеграции технологий возобновляемых источников энергии и стимулов для привлечения инвестиций частного сектора, а также сотрудничества в сфере качества воздуха и воды. Рабочая группа также обсудит улучшения социально-экономической ситуации в экологически неблагоприятных зонах Центральной Азии, включая бассейн Аральского моря, путем применения инноваций и новых технологий. Рабочая группа обсудит вопросы поддержки национальных планов по адаптации к экологическим проблемам, а также прогресс в других региональных энергетических проектах, включая возобновляемые источники энергии, энергосбережение и интеграцию женщин на всех уровнях энергетического сектора.
В-третьих, участники согласились продолжить совместную работу в рамках рабочей группы «C5+1» по безопасности для обсуждения мер обеспечения безопасных и эффективных границ, которые обеспечивают свободный поток товаров, предотвращают торговлю людьми и незаконными товарами, ядерную и радиологическую безопасность и расширяют региональное сотрудничество в области безопасности границ. Рабочая группа по безопасности будет стремиться к повышению безопасности женщин и полноценному участию в построении и поддержании мира, предотвращению и реагированию на конфликты, а также борьбе с терроризмом и насильственным экстремизмом. Рабочая группа по безопасности также обсудит вопросы противодействия насильственному экстремизму, борьбы с онлайн-рекрутингом со стороны террористических сетей, проведения совместных и региональных тренингов по борьбе с терроризмом, в том числе для того, чтобы страны Центральной Азии могли выполнять международные обязательства.